Wildberries действительно популярен в Беларуси. В нем можно приобрести практически все, в том числе и эксклюзивные товары. Ситуация по части ценообразования здесь аналогична российской версии маркетплейса — в среднем, цены на подобные товары чуть ниже, чем на ОЗОНе (и у некоторых других конкурентов).

Чтобы отправиться за виртуальными покупками, понадобится лишь смартфон и банковская карта. Однако теперь есть возможность зарегистрировать WB Pay, а также пользоваться балансом счета в личном кабинете Вайлдберриз. Но обо всем по-порядку.

Вы узнаете

Как зарегистрироваться

Регистрация простая и занимает всего несколько минут. Более удобно и оперативно покупать через смартфон, однако я хочу обратить внимание на все варианты покупок.

На сайте

  1. Зайти на сайт https://by.wildberries.ru/.
  2. Нажать на кнопку «Войти» в правом верхнем углу страницы. Появится окно «Войти или создать профиль» с полем ввода номера мобильного телефона. В дальнейшем к номеру будет привязан к аккаунту.
  3. Ввести номер телефона, нажать кнопку «Получить код».
  4. В течение нескольких секунд на телефон придет SMS с кодом (проблемы бывают, но редко). Цифры необходимо ввести в окошке на экране. Если не планируете получать SMS рассылку с акциями и скидками от маркетплейса, не забудьте убрать галочку.

В приложении

  1. Скачать приложение (например  из Google Play, App Store а теперь еще и из RuStore). Ограничений у этих сервисов в Беларуси ранее не было.
  2. Запустить приложение. Нажать «Войти в аккаунт».
  3. Ввести номер телефона, получить на него SMS с проверочным кодом, ввести цифры.

Профиль и личные данные

В этой вкладке хранится информация о покупателе: уведомления, покупки, доставки, отказы от покупок, личные скидки, избранное (товары, которые понравились), любимые бренды, обращения в службу поддержки, история операций, электронные чеки.

В разделе «Личные данные» можно заполнить следующие поля (из обязательного нет практически ничего):

  • Аватар
  • Фамилия, имя, отчество (первые два пункта лучше сразу заполнить, ибо при получении эти данные могут понадобиться в пункте выдачи)
  • Электронная почта
  • Пол
  • Дата рождения
  • Банковские карты

При желании можно оформить подписку на электронную почту, чтобы получать промокоды и узнавать о распродажах. Ни одного письма от Wildberries за все время пользования сервисом я не получила.

В Профиле можно сразу выбрать ближайший пункт доставки по карте или найти его в поисковой строке по названию улицы. Пункт доставки также можно указать непосредственно при оформлении заказа.

Как привязать карту

В разделе «Профиль» необходимо нажать на «Мои карты». В открывшемся окне нажать на «Добавить карту», ввести данные, включая CVC/CVV, далее нажать кнопку «Привязать». Система снимает символический 1 рубль, чтобы подтвердить карту.

Можно привязать несколько карт, при этом одна будет главная. Напротив карты, которая будет использоваться для оплаты по умолчанию, нужно поставить галочку.

Делаем первую покупку

Поиск

Искать товар можно по каталогу или через поисковую строку. Первый способ предпочтительней, так как позволяет быстрее найти нужный товар.

Например, если ввести в поисковую строку слово «Футболка», маркетплейс покажет товар для женщин, мужчин и детей одновременно. Каталог позволяет выбрать пол, модель, цвет, размер, бренд, состав и т. д. Товары в каталоге можно сортировать по «Обновлению», «Популярности», «Цене», «Рейтингу» и «Скидке».

  • Не стоит выставлять много фильтров, некоторые продавцы не слишком щепетильны в составлении карточки товара. Отдельные качества могут быть не отмечены.
  • Через поисковую строку имеет смысл искать узко категоризированные товары для хобби или рукоделия, например, синтепух или стразы.
  • В целом поиск часто выдает несоответствия, однако все равно работает лучше, чем у конкурентов (по моему личному опыту).

Карточка товара

Каждый товар сопровождается подробным описанием и фотографиями. Наибольшую ценность представляют фото, сделанные пользователями, — без ретуши, специального света и прочих уловок. Эти фото публикуются в разделе «Отзывы и вопросы». Некоторые отзывы откровенно заказные, их можно определить по зашкаливающим восторженным эмоциям и отсутствию конкретики. Таких отзывов пока мало, но они продолжают появляться. На основе отзывов указывается, соответствует ли товар заявленной размерной сетке.

В карточке товара можно задать вопрос, на который отвечает продавец, а не представитель маркетплейса. Скорость реагирования от нескольких часов до нескольких дней.

У каждого товара есть рейтинг. Он формируется с учетом процента выкупа и отзывов.

Оформление заказа

Процедура очень проста:

  1. Добавить товар в «Корзину» либо нажать кнопку «Купить сейчас». При нажатии на кнопку «Купить сейчас» пользователь автоматически перенаправляется на страницу оформления товара. При нажатии на кнопку «Корзина» товар попадает в «Корзину» для оплаты, а пользователь остается в каталоге и может продолжить шоппинг.
  2. Если товар не нужен, можно его удалить, нажав на крестик напротив изображения.
  3. Далее предстоит выбрать новый адрес доставки или оставить прежний.
  4. Далее «Перейти в корзину» и завершить оформление — см. далее.
  5. Товар появится в разделах «Доставка» (рядом указано ориентировочное время прибытия товара) и «Покупки».

Оплата

По-умолчанию предлагается 100% предоплата банковскими карточками Visa, Mastercard и МИР. По опыту покупок в РФ могу сказать, что здесь доступна опция оплаты при получении (но наличие такого функционала зависит от многих факторов).

Иногда при сбоях платежных систем или на стороне маркетплейса, оплата товара не проходит. В этом случае товар отправляется в пункт выдачи, оплата происходит на месте (статус заказа «оформлен но не оплачен«). Деньги снимаются с карточки, привязанной в «Профиле».

Оплату товара можно отменить в течение 10 минут после оформления, для этого нужно нажать кнопку «Отменить доставку».

На момент выхода нашего материала (середина 2022 года), карточки Visa, Mastercard, выпущенные в России, судя по отзывам, не проходят. Карты платежной системы МИР, выпущенные в России, конвертируются следующим способом: RUB→USD→BYN. Итоговая сумма к оплате может быть существенно увеличена.

Картой Белкарт UnionPay пока оплатить нельзя. Магазин работает над решением этой проблемы.

Visa и Mastercard, выпущенные белорусскими банками, не попавшими под санкции, пока работают нормально.

Доставка

Доставка товара осуществляется по Беларуси в течение 2—10 дней. Сроки доставки указываются при оформлении товара. Длительность транспортировки зависит от местоположения склада с товаром. Самая быстрая доставка из Коледино, самая долгая — из Казани.

Как видим, точек выдачи в Минске предостаточно

Покупки на сумму от 70 BYN доставляются с курьером бесплатно (опять же, на момент выхода нашего материала). Маркетплейс по своему усмотрению периодически меняет минимальную сумму заказа.

Четкого времени визита курьера нет, указывается временной интервал, который может растянуться до 6 часов. Удобнее всего забрать покупку в одном из многочисленных пунктов выдачи. Это бесплатно, независимо от суммы покупки. Там же можно осмотреть покупку, примерить и, если товар не подошел, отказаться. Срок хранения — 14 дней.

Отследить и забрать заказ

Маркетплейс не присылает уведомления о доставке товара на телефон или почту. За перемещением покупки можно следить в «Профиле» в разделе «Доставки». При нажатии на название товара появляется окошко с указанием его местоположения.

Когда товар прибудет в пункт выдачи, в «Профиле» появится уведомление и цифровой код, который необходимо назвать в пункте выдачи. Вместо цифрового кода для получения заказа можно воспользоваться QR-кодом. Он автоматически появляется в приложении после оформления и оплаты заказа.

Возврат в Беларуси

Процедура возврата в России и Беларуси абсолютна одинакова. Товар можно вернуть в течение 21 дня с момента его выдачи покупателю. Есть невозвратные товары: электроника, бытовая техника, книги, альбомы и т. д. Такие изделия сопровождаются специальной меткой в карточке и в корзине при оформлении доставки.

Процедуру возврата осуществляет работник пункта выдачи, можно пригласить курьера, но услуга платная (на момент написания статьи 20 BYN). Возврат товара можно оформить самостоятельно на сайте или в приложении, но особого смысла в этом нет, так как придется все равно идти в пункт выдачи или приглашать курьера.

По оферте зачисление средств на карту осуществляется в течение 5 дней, по факту деньги возвращаются на 2—3 день. У меня не было задержек с возвратом денег, они зачислялись на карту даже в выходные и праздничные дни.

Есть отдельные случаи задержки, но они зачастую связаны с банком покупателя, а не с магазином. Никаких глобальных проблем и задержек по сравнению со случаями, которые отмечают покупатели из России, нет.

Также в Беларуси пока не взимается штраф за возвращенные товары (точнее это не штраф, а плата за обратную пересылку невостребованных товаров). Но, думаю, это вопрос времени…

Скидка покупателя

На маркетплейсе действует прогрессивная шкала скидок (цифры актуальны в определенный момент времени):

  • 3% — для всех пользователей;
  • 5% — на сумму покупок от 5 000;
  • 8% — на сумму покупок от 8 500;
  • 20%.

Скидка зависит от потраченной суммы (пока в привязке к российскому рублю) за ограниченный период времени. Чтобы получать повышенную скидку, надо постоянно покупать. Скидка применяется автоматически в «корзине» при оформлении товара.

Маркетплейс периодически пересматривает политику скидок без уведомления покупателей, так что всё может меняться очень быстро.

Плюсы и минусы

Минусы

  • Служба поддержки работает очень медленно.
  • Суди по отзывам, встречаются подделки известных брендов. Опознать контрафакт можно только при получении.
  • Ожидание vs Реальность. Иногда фото кардинально отличается от товара при получении.
  • Один и тот же товар могут продавать несколько продавцов по разной цене. Надо проявлять бдительность перед покупкой, чтобы не переплачивать.
  • Цены постоянно меняются. Предугадать рост или снижение невозможно. Это что-то вроде рулетки.
  • В интернете есть информация о наличии промокодов, однако мне они ни разу не попадались на сайте и не приходили на почту.

Плюсы

  • Очень большой ассортимент: от скрепок до последней модели ноутбука.
  • Поиск реально удобный и адекватный — для меня это огромный плюс!
  • Понятный интерфейс и подробные фильтры.
  • Развернутые отзывы от покупателей.
  • Быстрая доставка.
  • Очень много пунктов самовывоза. Они есть почти в каждом дворе, особенно в новостройках.
  • Цены в каталоге ниже, чем в оффлайн-магазинах и у конкурентов.

Мой отзыв

Нужно сказать, что практически все минусы — это следствие масштаба данной площадки. Когда в твоем распоряжении огромный каталог и тысячи продавцов, то просто невозможно за всеми уследить, и появляются погрешности. Это надо принять как данность и относится философски, тогда и ваши ожидания не станут вашими проблемам 😊.

Если пройтись по конкурентам… Активно развивается Ozon, пункты выдачи появляются как грибы, однако цены в сервисе выше, чем на Wildberries. Большой минус «Озона» — интерфейс и категорирование товаров, зачастую найти нужную вещь — это квест. В целом маркетплейс похож на рынок, где свалено все в кучу. И кстати сайт Вайлдберриз работает намного быстрее!

Есть поклонники у La Moda. И здесь сохранена постоплата и расчет наличными (на момент выхода материала). Однако этой преференцией могут воспользоваться только покупатели с большим процентом выкупа, также есть ограничения по сумме покупки.

На сегодняшний момент маркетплейс Wildberries — безусловный онлайн-лидер в Беларуси по ассортименту, ценам, скорости доставки и количеству пунктов самовывоза.